Бесіда і суспільство ближніх дуже діє на людину. Бесіда і знайомство з вченими повідомляє багато відомостей, з поетом – багато піднесених думок і почуттів, з мандрівником – багато знань про країни, про вдачі і звичаї народних. Очевидно: бесіда і знайомство зі святими повідомляють святість. З преподобним преподобний будеш, і з чоловіком невинним неповинний будеш, із обраним обраний будеш (Пс. 17; 26-27).
Відтепер, під час короткого земного життя, яке Писання не назвало навіть життям, а мандруванням, познайомся зі святими. Ти хочеш належати на небі до їхнього суспільства, хочеш бути учасником їх блаженства? – Відтепер іди в спілкування з ними. Коли вийдеш з храмини тіла, – вони візьмуть тебе до себе, як свого знайомого, як свого друга (Лк. 16,9).
Немає ближчого знайомства, немає тісніше зв’язку, як зв’язок єдністю думок, єдністю почуттів, єдністю мети (1 Кор. 1,10).
Де однодумність, там неодмінно і одностайність, там неодмінно одна мета, однаковий успіх у досягненні мети.
Зрозумій собі думки і дух святих Отців читанням їх писань. Святі Отці досягли мети: спасіння. І ти досягнеш мети по природному плину речей. Як один розум і одностайний святим Отцям, ти спасешся.
Небо прийняло свого блаженне нутро святих Отців. Цим воно засвідчило, що думки, думки, діяння святих Отців вгодні йому. Святі Отці виклали свої думки, своє серце, образ своїх дій у своїх писаннях. Значить: яке вірне керівництво до неба, засвідчене самим небом, – писання Отців!
Писання святих Отців складені за радами або під впливом Святого Духа. Дивна в них згода, дивне помазання! Той, що керується ними має, без всякаго сумніву керівником Святого Духа.
Усі води землі стікаються в океан, і, може бути, океан слугує початком для всіх вод земних. Писання Отців з’єднуються все в Євангелії; всі хиляться до того, щоб навчити нас точного виконання заповідань Господа нашого Ісуса Христа, усіх їх і джерело і кінець – святе Євангеліє.
Чи не порахує для себе достатньою читання одного Євангелія, без читання святих Отців! Це – думка горда, небезпечна. Краще нехай приведуть тебе до Євангелія Святі Отці, як улюблене своє дитя, яке здобуло попереднє виховання і освіту за допомогою їхніх писань.
Багато хто, все, що відкинули шалено, зарозуміло святих Отців, що приступили безпосередньо, з сліпою зухвалістю, з нечистим розумом і серцем до Євангелія, впали в згубну оману. Їх відкинуло Євангеліє: воно допускає до себе одних смиренних.
Читання писань отеческих – батько і цар всіх чеснот. З читанням отцівських писань навчаємося істинному розумінню священного Писання, правдивій вірі, жити за заповідями євангельським, глибокій повазі, яке повинно мати до євангельських заповідей, словом сказати, – порятунком і християнською досконалістю.
Читання отцівських писань, після применшення Духоносних наставників, стало головним путівником для бажаючих спастися і навіть досягти християнської досконалості (Преп. Ніл Сорський. Правила).
Книги святих Отців, за висловом одного з них, подібні до дзеркала: дивлячись на них уважно і часто, душа може побачити всі свої недоліки.
Знову – ці книги подібні багатому збору лікарських засобів: у ньому душа може знайти для кожного із своїх недуг рятівне лікування.
Говорив святий Епіфаній Кіпрський: “Один погляд на священні книги збуджує до благочестивого життя” (Алфавітний Патерик).
Читання святих Отців має бути ретельне, уважне і постійне: невидимий ворог наш, хто ненавидить голос затвердження (Притч.11, 15), ненавидить особливо, коли цей голос виходить від святих Отців. Цей голос викриває підступи нашого ворога, його лукавство, відкриває його мережі, його образ дій: і тому ворог озброюється проти читання святих Отців різними гордими і хульними помислами, намагається вкинути подвижника в метушню піклування, щоб відвернути його від спасительного читання, поборює його зневірою, нудьгою, забудькуватістю. З цієї лайки проти читання святих Отців, ми повинні зробити висновок, як спасительна для нас зброя, стільки ненависне ворогом. Усильно піклується ворог про те, щоб забрати його з наших рук.
Кожен вибери собі читання Отців, що відповідає своєму способу життя. Відлюдник нехай читає Отців, що відповідає своєму способу життя; чернець, що живе в гуртожитку, – Отців, які написали настанови для чернечих гуртожитків; християнин, який живе посеред світу, – святих Отців, що вимовили свої повчання взагалі для усього християнства. Кожен, в якому б званні не був, почерпай щедру настанову в писаннях Отців.
Неодмінно потрібне читання, відповідне способу життя. Інакше будеш наповнюватися думками, хоча і святими, але нездійсненними самою справою, збудливими безплідною діяльністю тільки в уяві і бажанні; справи благочестя, достойні твоєму способу життя, будуть вислизати з рук твоїх. Мало того, що ти станеш безплідним мрійником, – думки твої, знаходячись у безпрестанном протиріччі з колом дій, будуть неодмінно народжувати в твоєму серці збентеження, а в поведінці невизначеність, обтяженість, шкоду для тебе і для ближніх. При неправильному читанні священного Писання і святих Отців, легко можна ухилитися зі спасительного шляху в непрохідне нутро і глибоку прірву, що і сталося з багатьма. Амінь.
* * * * * *
Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши.
Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? – отныне поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела,- они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга.
Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели.
Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели.
Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.
Небо приняло в свое блаженное недро святых Отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых Отцов благоугодны ему. Святые Отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом ,- писания Отцов.
Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святаго Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святаго Духа.
Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания Отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие.
Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие.
Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний.
Многие, все, отвергшие безумно, кичливо святых Отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных.
Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать,- спасению и христианскому совершенству.
Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства.
Книги святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.
Опять – эти книги подобны богатому собиранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.
Говорил святый Епифаний Кипрский: «Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни».
Чтение святых Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное: невидимый враг наш, ненавидящий глас утверждения , ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от святых Отцов. Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий: и потому враг вооружается против чтения Отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть подвижника в суетные попечения, чтоб отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостию. Из этой брани против чтения святых Отцов, мы должны заключить, как спасительно для нас оружие, столько ненавидимое врагом. Усильно заботится враг о том, чтоб исторгнуть его из рук наших.
Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, — Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира,- святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов.
Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самим делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем,- мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться от спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь.