Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви. Святитель Николай Сербский.
Глава 5. Новый завет
Что такое Новый Завет?
Это Закон Божий, который был открыт и передан людям через Иисуса Христа, Сына Божьего, Мессию.
Как еще называют Новый Завет?
Последний Закон Божий.
Почему так говорят?
Потому, что другого Завета Господь Бог не даст до конца света.
Как еще называют Новый Завет?
Внутренний Закон, закон совести, ибо он опирается на внутренние мотивы нашей внешней деятельности.
Тогда, что такое в целом Закон Христа?
Это новый, последний, внутренний закон Божий, самый совершенный и единственный закон спасения.
Почему Господь Бог не дал такой Завет через Моисея?
По той же причине, по какой и мы учим детей, что делать можно, а чего нельзя, уча их азбуке правильного поведения, не стараясь объяснить детям скрытые мотивы верных поступков. Апостол Павел так объясняет это: «я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах» (1Кор.3:1–2).
В чем различие внешнего Закона, данного через Моисея, и внутреннего закона, данного через Иисуса Христа?
Закон Моисея дан как подготовительный Закон для одного малого пасомого народа, а Закон Иисуса Христа дан всем народам земли, которые связаны между собой в единую духовную семью Божию бесценной Кровью Самого Христа.
5.1. Две величайшие заповеди Нового Завета
Какие две величайшие заповеди Христа есть в Новом Завете?
Первая заповедь Нового Завета:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк.12:30)
И вторая заповедь, подобная первой:
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31).
Что сказал Иисус Христос об этих заповедях Нового Завета?
Иисус Христос сказал, что на этих двух заповедях основан весь Ветхий Завет, а также подтвердил, что важнее этих заповедей нет ничего.
Значит ли это, что десять заповедей Ветхого Завета утратили свое значение после провозглашения этих двух заповедей Нового Завета?
Нет. Это означает лишь, что заповеди о любви к Богу и к ближнему сделали Ветхий Завет более совершенным. Это подтвердил апостол Павел, сказав: «..любовь есть исполнение закона» (Рим.13:10). Другими словами, любовь превыше заповедей и запретов, ибо она обуздывает сильнее всего и творит больше всего.
Что значит: любить Бога?
Это означает: любить Его более всего иного: более себя, семьи, людей, то есть более всего на свете.
Что значит: любить Бога всем сердцем своим?
Это значит: переплавить все чувства своего сердца в одно чувство любви к Богу.
Что значит: любить Бога всей душой своей?
Это значит: озарить и воодушевить свою душу любовью к Богу.
Что значит: любить Бога всей силой своей?
Это значит: укротить волю свою и подчинить ее делу, угодному Богу.
Что значит вторая заповедь Нового Завета: любить ближнего своего, как самого себя?
Прежде всего, это значит, что нужно любить Господа Иисуса Христа, Совершеннейшего Человека, самого близкого нам и любимого, а через Него любить и всех других людей, близких нам.
Входит ли наша любовь к Иисусу Христу в первую заповедь?
Конечно, входит, однако там имеется в виду любовь к Нему, как к Богу, в ипостасях Пресвятой Троицы, то есть любовь к Богу Сыну и одновременно к Богу Отцу и Духу Святому. А здесь подразумевается любовь к Нему, как к человеку, к образцу настоящего человека, самого благородного изо всех сынов рода людского.
Говорил ли Господь Иисус Христос о необходимости любви к Нему?
Да, говорил, причем весьма впечатляюще. Он сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).
Кроме того, Он сказал: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего»(Ин.15:23). Иисус Христос спрашивает каждого из нас: «Любишь ли ты Меня?», как Он спрашивал апостола Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня»(Ин.21:15). И апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (1Кор.16:22).
Что тогда можно сказать о нашей любви к другим людям?
Точно так же, как мы любим Бога через Иисуса Христа, так же мы любим и людей через Иисуса Христа.
Служит ли наша любовь к Иисусу Христу основанием нашей любви к Богу и к людям?
Разумеется, так, ибо если мы любим Христа, воплотившего в Себе любовь, то мы любим и всех, кого Он любит и за кого Он умер. Таким образом, обе заповеди Нового Завета обязывают нас любить Иисуса Христа, возлюбленного Посредника между Богом и людьми. Без любви к Нему наша любовь к Богу и к людям не будет полной и истинной.
Что еще говорится в Новом Завете о любви?
Поистине, много. Например, наше знание о Боге зависит от нашей любви к Богу, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»(1Ин.4:8). Или еще: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4:18), а где нет страха, там воцаряется мир.
Что является видимым выражением нашей любви к Богу?
Молитва и исполнение воли Божией.
В чем на практике выражается наша любовь к ближнему?
В благотворительности, то есть делах милосердия, поступках и мыслях, словах и молитвах о ближних во имя Господа нашего Иисуса Христа и Его ради.
5.2. О молитве
Что такое христианская молитва?
Это способ нашего соприкосновения с Богом, через которое мы выражаем свою веру, надежду и любовь.
Какие бывают молитвы?
Внутренняя молитва
Наружная молитва
Личная молитва
Соборная молитва
Что такое внутренняя молитва и что – наружная?
Внутреннюю молитву называют еще умною молитвой. Она вершится в молчании, без слов, умом и сердцем. Наружная молитва называется еще устною и произносится словами.
Как часто нужно молиться?
Это зависит от того, насколько мы любим Бога. Чем сильнее мы любим Бога, тем чаще мы возносимся к Нему в молитве. Самыми достойными будут те, кто молятся Богу непрестанно, следуя словам Иисуса Христа, «что должно всегда молиться» (Лк.18:1).
Как можно молиться непрерывно?
Молиться непрерывно можно умною молитвой, то есть внутренней. Можно про себя воссылать к Богу свои неслышные молитвы даже в пути или во время работы, благодаря Его, восхваляя Его или взывая к Его помощи.
Какая внутренняя молитва самая краткая?
«Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»
Что такое личная молитва и что такое соборная молитва?
Когда человек молится один, молча или изустно, то это – личная молитва. Когда же он присоединяется к молитве других людей в церкви или где-либо еще, то такая молитва называется соборною.
Какие из этих молитв обязательны для христианина?
Они обе обязательны. Нужно молиться и тайно, про себя, но также и явно, вслух. Когда человек предоставлен самому себе, он должен молиться везде, а также должен молиться вместе с другими христианами в церкви. Святые поступали так же.
Какие главные мысли должны быть в молитве?
Любая правильная молитва обычно состоит из трех частей: благодарения, моления и прославления. Сначала мы благодарим Бога за все, что приняли от Него, затем просим Его исполнить то, что нам нужно в данный момент, и, наконец, восславляем Его и величаем Его доброту, всемогущество и славу.
5.3. Молитва Господня
Что такое молитва Господня?
Самая совершенная и общая молитва, произносимая и дома, и в храме, есть молитва Господня. Она называется так потому, что Господь Иисус Христоспередал ее Своим ученикам как образец молитвы.
Как звучит молитва Господня в Евангелии?
«Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое.
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:9–13).
Как построена молитва Господня?
Во-первых, она содержит призывание, затем семь молитвенных просьб и заканчивается славословием.
Как мы начинаем?
Мы начинаем призыванием Бога, называя Его Отче наш.
Почему мы не говорим «Отче мой»?
Только Иисус Христос, не сотворенный, но рожденный Сын Божий, имеет право называть Бога Отец Мой, а мы, созданные Богом и усыновленные Им, благодаря самоотверженной жертве Иисуса Христа, сыны и дочери, имеем честь Его Отца называть Отче наш, так как «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12).
А есть ли еще причина, по которой мы можем называть Бога своим Отцом?
В этом обращении кроется великий смысл братской любви. Христос желает, чтобы мы любили друг друга, как братья. Кроме того, только те которые признают единого отца, могут считаться братьями.
Почему мы не называем Бога «Творец наш»?
Потому, что Господь Бог сотворил весь мир, однако Он более, чем Творец человеков. Он Отец всех людей, которые от Духа Святаго переродились и стали чадами Божиими. Поэтому люди не просто творения, но чада Божии.
Почему мы говорим: Сущий на небесах?
Потому, что истинный Бог вечно пребывает на небесах, то есть вне времени и пространства. Он не ограничен землей, как ложные боги язычников, поклоняющихся природе и личностям.
Первое молитвенное прошение
Каково первое прошение в молитве Господней?
Да святится имя Твое.
Какое желание выражаем мы этим прошением?
Мы молим Бога помочь нам сделать так, чтобы имя Его почиталось всеми людьми, как самое святое и великое имя на свете. Заповеди Ветхого Завета, где Бог считался Творцом и Судией, запрещали людям произносить имя Божие понапрасну. Через Новый Завет о любви мы обязаны повсюду и всегда нести по жизни самое святое имя Отца нашего и быть готовыми умереть во имя Христа, как погибли за веру мириады христианских мучеников.
Второе молитвенное прошение
Каково второе прошение в молитве Господней?
Да приидет Царствие Твое.
Какое желание выражаем мы этим прошением?
Мы молим Бога помочь нам сделать так, чтобы Царствие Небесное Пресвятой Троицы Единосущной пришло и вместилось в наши души, в наши семьи, в наш народ и воцарилось на всей земле.
Как понимать, что Царствие Небесное придет в нас?
Подобно тому, как Бог Отец, Сын и Дух Святый есть Одно в вечном согласии мира, могущества и славы, так и мы желаем, чтобы наш разум, сердце и воля стали едины, как Божественная сущность, отображение Которой являют собой наши души. Да будет отображение таким же, как и Оригинал!
Как мы узнаем, что Царство Божие пришло?
Царствие Божие… есть праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17). Когда мы увидим, что это переполняет наши души и души всех людей вокруг нас, тогда мы можем быть уверены, что Царство Божие пришло.
Третье молитвенное прошение
Каково третье прошение в молитве Господней?
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
Какое желание выражаем мы этим прошением?
Мы прибегаем к помощи Бога, чтобы Он остановил наши колебания между Богом и сатаной, между добром и злом, чтобы мы смогли полностью отречься от воли сатаны и предаться воле Отца нашего, как Господь наш Иисус Христоспоступил, молясь в Гефсиманском саду: «пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, но чего Ты» (Мк.14:36).
Почему мы говорим: как на небе?
Потому, что на небесах Ангелы и Святые всем сердцем своим, полным радости, покоряются воле Божией. Божья воля есть их воля, и это делает их счастливыми. Вот почему мы молим об этом и для нас на земле.
Четвертое молитвенное прошение
Каково четвертое прошение в молитве Господней?
Хлеб наш насущный дай нам на сей день.
Какое желание выражаем мы этим прошением?
Во-первых, этим прошением мы высказываем свою уверенность, что без Божьего всемогущества и милосердия мы не сможем прожить и дня. Во-вторых, понимая, что мы можем во всякий день умереть, мы просим спасти нас от безумных желаний копить богатство для жизни в необозримом будущем, в то время как наши ближние могут умирать от голода, не имея даже хлеба, чтобы существовать. Другими словами, мы молим Господа дать нам ровно столько, сколько нам нужно, ни больше и ни меньше.
О каком хлебе здесь идет речь?
Здесь имеется в виду как материальная, так и духовная пища, которую мы не можем получить без Божией благодати и милосердия. Материальный хлеб растет на земле, а духовный приходит с неба. Первый нужен для тела, а второй – для души. О материальном хлебе Иисус Христос сказал, что «не хлебом одним будет жить человек» (Мф.4:4), а о духовном хлебе Он говорил: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6:51). Итак, хлеб, нужный нам для существования, есть сам Христос, а другой хлеб – лишь дополнение к тому хлебу.
Пятое молитвенное прошение
Каково пятое прошение в молитве Господней?
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
Какое желание выражаем мы этим прошением?
Мы просим Бога помочь нам сдержаться и простить ближним прегрешения их, сделанные против нас, как и Он мог бы простить нам наши грехи. Сказано было Его устами: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14–15).
Шестое молитвенное прошение
Каково шестое прошение в молитве Господней?
И не введи нас в искушение.
Какое желание выражаем мы этим прошением?
Мы молим Бога помнить о наших человеческих слабостях и не насылать на нас тяжкие беды ради нашего утверждения в вере и не позволить диаволу искушать нас в несчастиях.
В чем различие между Божьим испытанием и диавольским искушением?
Различие поистине огромное. Когда Господь Бог попускает нам разные страдания, Он поступает так с намерением укрепить наши добродетели, подобно тому, как в огне закаляют сталь. Диавол же, наоборот, искушает нас каким-либо грехом или позором с намерением сделать нас еще хуже, слабее, дурнее, чтобы, в конце концов, полностью отвести от Бога и совсем погубить.
Седьмое молитвенное прошение
Каково седьмое прошение в молитве Господней?
Но избавь нас от лукавого.
Какое желание выражаем мы этим прошением?
Мы молим Бога освободить нас от дурных дел и от нехороших людей. Мы как бы молимся: «Сохрани нас, Отче наш, от дурных дел и защити от самого опасного врага».
Кто самый опасный враг?
Сатана. Все греховные мысли и дурные поступки, от них происходящие, исходят от сатаны Вот почему этим прошением мы молим Господа, Который есть свет и любовь, избавить нас от врага, который сам по себе есть тьма и ненависть.
Славословие
Чем завершается молитва Господня?
Славословием, которое звучит так: Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.
Что мы выражаем этим славословием?
Мы выражаем свою веру в Бога как во всемогущего и славнейшего Царя, Который только один может исполнить наши молитвы. Поэтому мы его величаем, восславляем и любим.
Что значит слово: Аминь?
Аминь – это одно из имен Бога. Господь сказал апостолу Иоанну Богослову: «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия»(Откр.3:14). Мы завершаем любую молитву и всякое благодарение Богу этим именем. Это то же самое, как если бы мы говорили: Бог, Истина. Точно так же, произнося клятву, мы говорим в конце: Аминь, что означает: то, что мы говорим, истинно, как Истина или как Бог.
5.4. Характер христианина по Новому Завету
Новый, или последний, Завет дан людям через Иисуса Христа, вочеловечившегося Бога, с целью сформировать в людях новый характер, чтобы они стали новыми людьми, достойными назваться чадами Божьими и унаследовать Царство Небесное. Этот новый характер должен развиться из всех евангельских добродетелей, как личных, так и общих.
5.4.1. Пестование христианского характера
Из чего складывается христианский характер?
Основные составляющие: покорность Христу и Его Церкви, личные старания преуспеть в добродетели и особое вдохновение, или Божия благодать, получаемая через Церковные Таинства.
Каковы самые важные христианские добродетели?
Вера, надежда и любовь.
Какой смысл заключен в этом?
Правильное мышление через веру в Христа, целомудренные чувства через упование на Христа и добродетельность через любовь к Христу.
Какие еще есть христианские добродетели?
Смиренность;
Щедрость;
Моральная чистота;
Милосердие;
Сдержанность;
Кротость;
Ревность в вере.
Как достичь этих добродетелей?
Упорными повторениями, пока эти добродетели не станут для нас естественны, как дыхание.
Разве упорным повторением христианских добродетелей можно преуспеть в развитии нашего характера?
Разумеется. Подобно тому, как система образования строится, в основном, на повторении, так и тренировка христианских добродетелей в жизни весьма существенна.
Что мешает правильно развивать христианский характер?
Грех.
Что такое грех?
По сути, всякий грех есть ложь и насилие.
Какие грехи называются смертными?
Те, что ведут к вечной смерти. Их всего семь.
Как они соотносятся с семью добродетелями?
Семь смертных грехов противоположны семи величайшим добродетелям:
Гордость противостоит смиренности;
Сребролюбие – щедрости;
Развращенность – моральной чистоте;
Зависть – милосердию;
Невоздержанность – воздержанности;
Гнев – кротости;
Отчаяние – ревности в вере.
Какие еще бывают тяжкие грехи?
Есть еще четыре вопиющих греха, караемых небесами:
Предумышленное убийство с целью грабежа;
Содомия;
Недоплата за наемный труд;
Издевательства над вдовами и детьми.
Бывают ли меньшие грехи?
Бывает множество грехов не таких тяжких, простительных, которые могут проявляться в мыслях, словах, желаниях и делах.
Как можно освободиться от грехов?
Через таинство Покаяния, жестким контролем над собой и не допущением повторения греха, а также деятельным стремлением к добру.
5.4.2. Заповеди блаженств
Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди заповедал ученикам:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Нищие духом – это те, которые считают себя совершенно ничтожными по сравнению с величием Божиим и страстно желают обогатиться в Боге и в Его Царстве.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Те, что плачут на этом свете, в преходящем мире, похожи на Сына Божия, Который никогда не смеялся, но весьма часто сокрушался из-за неразумности, греховности людей и их страданий.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Кроткие – это человеколюбивые и долготерпеливые люди. Из-за кротости Иисуса Христа называли Агнец Божий. Сердитые и раздраженные противоположны кротким. Сердитые быстро схватывают, но так же быстро и теряют, а кроткие, терпеливые и упорные, через длительное время добиваются своего. Христиане подвергались гонениям со стороны язычников и были почти все истреблены, однако сейчас они преобладают на земле.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Алчущие и жаждущие правды – это люди, тяжело страдающие от пороков мира. Они увидят победу воскресшего Христа, Который победит все силы зла, и их сердца наполнятся блаженством и радостью. Они увидят также победу гонимой Церкви и возрадуются.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Как мы поступаем с чадами Божьими, так и Бог поступит с нами. Милость за милость. Однако Божие милосердие несравнимо выше милосердия людского, и Господь обещает милостивым, что они получат стократно. Милосердие – двойственная добродетель. Милостивые к другим, мы должны быть милостивы и к самим себе и не забывать о спасении своей души. Эгоизм, мстительность и злоба противоположны милосердию.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Человеческое сердце – это поистине око духовное, позволяющее видеть вещи духовные и, в первую очередь, Бога. Длительным подвигом и Божьей благодатью сердце может очиститься от нечистот греха. Об этом прекрасно говорят нам Жития Святых. От грязных мыслей и дурных желаний мутнеет око сердца.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Иисус Христос назван Князем мира. Он передал мирный дух Своим ученикам. Каждый может дать лишь то, что сам имеет. Если мы будем иметь мир в своих душах, то сможем передать мир и другим. Согласие разума, сердца и воли создает тройственный единый мир – истинный, Божественный мир в душе.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Быть гонимым за правду означает быть подобными Иисусу Христу и апостолам. В Православной Церкви появилось огромное число мучеников, пострадавших за правду, которые населили Небесное Царство Христово, «ибо… лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые», – как пишет апостол Петр (1Пет.3:17).
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Здесь Иисус Христос говорит о страданиях Своих последователей. Их будут мучить, очернять и ругать, но они должны все претерпеть и не потерять веру в Него, надеясь, что Он придет в Свое время, как Победитель и праведный Судия, и навсегда отделит праведников от грешников.
Заключение: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Радуйтесь, плача; радуйтесь, страдая; радуйтесь, умирая, ибо самые великие из рода людского, которые прошли тем же тернистым путем, что и вы, ждут вас теперь на том свете, где властвует Иисус Христос и где нет ни вздохов, ни печали, ни страданья, но лишь жизнь и радость вечные.
5.5. Христианские добродетели
Наряду с Заповедями блаженств, Господь наш Иисус Христос дал наказы Своим последователям достичь и других добродетелей, тоже важных для воспитания христианского характера. Этих добродетелей можно достичь лишь сознательным, самоотверженным трудом и целомудренной жизнью, беря пример со Святых Отцов Церкви.
5.5.1. Совершенствование характера
ВЕРШИТЕ ВНУТРЕННЮЮ МОЛИТВУ. Совершайте ее так, как сказано в Библии: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6:6).
ПОСТИТЕСЬ. Пост держите пред Богом, а не пред людьми. «Явись постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:17–18).
ЗАБОТЬТЕСЬ О ДУШЕ. Необходимо заботиться и о теле, и о душе, причем по-разному. Душа отличается от тела, и ей нужна иная пища, другие одежды и другой свет, ибо, как сказал Иисус: «не хлебом одним будет жить человек»(Лк.4:4).
БЕРЕГИТЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ ДУШИ. Целостностью души определяется сила и мир душевный, а поделенная душа означает слабость и погибель, ибо всякий «дом, разделившийся… в себе, не устоит» (Мф.12:25). Господь говорит также: «никто не может служить двум господам… не можете служить Богу и маммоне»(Мф.6:24).
УПРАВЛЯЙТЕ МЫСЛЯМИ И ЧУВСТВАМИ. Добрые мысли суть семя для добрых дел. Господь Бог Всевидящий знает все наши мысли и предостерегает, что дурные мысли оскверняют человека, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства» (Мф.15:19). Поэтому необходимо постоянно следить за своими мыслями и совершенствовать свою душу.
НЕ ДАВАЙТЕ ВОЛИ ЯЗЫКУ. Помните, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12:36).
ИЗБЕГАЙТЕ ЛИЦЕМЕРИЯ И ПРИТВОРСТВА. Вспомните слова Иисуса ученикам, а значит, и нам: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лк.12:1–2).
ВЕРУЙТЕ, КАК ДЕТИ. Станьте искренними, доверчивыми и скромными, как дети, ибо, «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3).
БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ И СТОЙКИ. Выдержав все тяготы в исполнении заповедей Божьих, вы наверняка спасете душу, ибо «претерпевший до конца спасется» (Мф.10:22).
ОБУЗДЫВАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНОСТЬ в еде, питии и других потребностях. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк.21:34).
БЕЗУСЛОВНО ВЕРЬТЕ во всемогущество и милосердие Иисуса Христа. Не бойтесь, но веруйте. Запомните, что надежда и любовь без твердой веры – что дом без фундамента.
ИЗУЧАЙТЕ Священное Писание, и убеждение в силе Божией будет расти с каждым днем, укрепляя веру.
УЕДИНЯЙТЕСЬ, ибо одиночество весьма полезно для самонаблюдения, размышления над своей собственной жизнью и бесед с Богом. В одиночестве скучно лишь поверхностным людям. Вспомните, что Иисус Христос часто удалялся в пустыню и оставался один.
ОСВОБОЖДАЙТЕСЬ ОТ ВЕЩЕЙ. Жизнь человека состоит не в обладании множеством вещей. Душа человека для Бога ценнее всего мира. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф.16:26). Мы должны быть осторожны, чтобы не унижать себя, свою личность, свою душу материальными благами, но воспарить душой выше всего на свете.
СТОЙТЕ ПРЕД БОГОМ. Поистине религиозный человек прекрасно понимает, что он постоянно стоит пред Богом, Живым и Всевидящим. Поэтому он стыдится греха и гордится праведными делами.
ПРЕБЫВАЙТЕ ВО ХРИСТЕ, ибо сказано: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин.15:5). Поэтому пусть Христос войдет в ваши сердца, как в дом Свой, и станет управлять оттуда вашими мыслями, желаниями и делами.
ГОТОВЬТЕСЬ К СМЕРТИ И ЖДИТЕ СУДА. Человек, каждый день видящий и слышащий, как умирают тысячи людей, но не думающий о своей собственной смерти, безрассуден. Человеку, который не думал о приближении смерти, но набивал зерном амбары на много лет вперед, Господь сказал: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил»(Лк.12:20).
БЛАГОДАРИТЕ БОГА за все. Даже если Господь подал вам малую толику, но вы благодарны и за это, Он преумножит дары Свои, как умножил пять хлебов.
СЛАВОСЛОВЬТЕ ГОСПОДА. Не ищите славы у людей, но восславьте Бога. Чем больше вы отдаете, тем больше получите. Говорите вслед за Пресвятой Богородицей: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк.1:46–47).
5.5.2. Совершенствование отношений с людьми
ТВОРИТЕ МИЛОСТЫНЮ ТАЙНО. «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры… чтобы прославляли их люди, …пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:2–4).
ПОДАВАЙТЕ БЕЗ ПРОМЕДЛЕНИЯ. «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). Подавайте все во имя Христа и братства ради.
ЛЮБИТЕ ВРАГОВ. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44). Другого пути к единению с Христом и установлению мира и братства – нет.
ТВОРИТЕ ДОБРО ЛЮДЯМ. Как? Точно так же, как вы хотели бы, чтобы люди поступали с вами, ибо в этом закон и пророки (Мф.7:12). Эта заповедь идет после двух великих заповедей Христа.
ПРОЩАЙТЕ БРАТУ ВО ХРИСТЕ. «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь – прости ему»(Лк.17:3–4).
БУДЬТЕ СКРОМНЫ. Христос был рожден в хлеву. Почему же тогда мы боремся за высшие почести и первые места? «Садись на последнее место… ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»(Лк.14:10–11).
СОЧУВСТВУЙТЕ ГРЕШНИКУ. Это способ помочь им исправиться. Высмеивание и осуждение не принесут ему пользы. Христос считал таких людей больными. Он посещал их (как, например, Закхея), ел с ними, сердечно беседовал с ними. Поэтому Ему удавалось вернуть им духовное здоровье и человеческое достоинство.
ПРИМИРИТЕСЬ С ВРАГОМ. Перед тем, как отправиться в церковь или в суд, христианин должен попробовать примириться со своим недругом.
ОТВАЖНО ИСПОВЕДУЙТЕ ХРИСТА ПРЕД ЛЮДЬМИ. «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей» (Лк.9:26).
БЕРЕГИТЕСЬ ЛЖЕ-ХРИСТА. В последние времена безбожники и враги Христа провозгласят себя или другого опасного лжеца «Христом». Предвидя это, Господь Иисус Христос напоминал: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я… не ходите вслед их» (Лк.21:8).
ВОЗДАВАЙТЕ ПО ЗАСЛУГАМ. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»(Мф.22:21). Это значит: отдайте мирским властям то, что принадлежит миру, а Богу – дары духовные. Как на монетах выбит профиль кесаря, так и на душе человеческой есть лик Божий.
БУДЬТЕ БЛАГОРАЗУМНЫ. «От всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк.12:48) либо в здоровье, либо в богатстве, либо в знании, либо в почестях. Если вам дано мало, то от вас мало и потребуется. Божия правда определенна и совершенна. Не умно восставать против таких законов.
БУДЬТЕ ГОТОВЫ СЛУЖИТЬ. Прислуживание облагорожено от Христа и через Христа, поэтому добровольные слуги во имя Божие – это новая элита. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). “Если Я ваш «Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример» (Ин.13:14–15).
БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ЖЕРТВЕ, причем не только материальными вещами, но и жизнью своей ради Христа, Который пожертвовал Собой ради нашего вечного спасения. «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих» (Ин.15:13). Вы можете иметь множество друзей, но самым близким другом должен быть только Иисус Христос.
НАДЕЙТЕСЬ, не теряйте христианского оптимизма в жизненных испытаниях. Во всех бедах, несчастьях, страданиях, даже в муках или на пороге смерти христианин полон надежды, ибо помнит слова Христа:
«Велика награда ваша на небесах» (Мф.5:12);
«Не бойтесь убивающих тело, ибо душу они не смогут убить» (Мф.10:28);
«Я победил мир» (Ин.16:3);
«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18).